Скачала эту книгу только ради названия, еще не читая отзывы.
Я не понаслышке знаю, насколько ёжики могут быть элегантными )
А как только начала читать, забыла обо всем. Эта книга захватывает с первых страниц.
Книга о родственных душах, многослойности человеческой натуры, об одиночестве, страхах и предубеждениях.
Мы смотрим на какого-то человека и делаем выводы, основываясь только на наших понятиях о мире и людях, собственном опыте и представлениях. Не всегда очевидное является истиной.
Мне эта книга напомнила кружева. Такая витиеватая, легкая, воздушная, элегантная и простая одновременно. А еще она тихая, плавная, неспешная, как ручеек. Франция, Россия и Япония переплетены в ассоциациях, сравнениях.
И не важно, где ты живешь, кто ты в этом мире. Все тянутся к своим родственным душам. К людям, с которыми легко, с которыми не нужно притворяться, с которыми можно быть собой, которые тебя понимают. Иногда эти родственные души проходят мимо нас, потому что мы не наблюдательны. Не всегда под первым, защитным слоем, можем разглядеть суть. Смотрим, но не видим. А если видим, то пугаемся разрушить свой устоявшийся мир.
Эта вещь очень созвучна некоторым моим мыслям и чувствам. Единственное, что показалось не совсем уместным, это часть повествования от лица 12-летней девочки. Не верится мне, что в этом возрасте можно так рассуждать и так видеть мир. Читать очень интересно, но выглядит не совсем естественно.
Ну и порадовали отзывы на некоторых книжных ресурсах ) Это я всегда оставляю на десерт ) Каждый увидел то, что захотел или смог разглядеть. Собственно, и книга об этом. Люди, думающие в одном ключе, даже не пытаются взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Им это не нужно, им это не понятно. И учиться видеть другим взглядом не хотят, даже попытка сделать что-то по-другому им страшна. Для них это чуждое, а значит плохое и глупое. Многие увидели именно то, чего в книге не было. И не только не было, а просто там все говорит, кричит о противоположной точке зрения, только более иносказательно. Там, где есть ирония над штампами, люди увидели только сами штампы )
А мне книга очень понравилась и я даже некоторые фразы утащу оттуда на память.
«Беда в том, что дети верят словам взрослых, а когда сами взрослеют, в отместку врут собственным детям. «Взрослые знают, в чем смысл жизни» — вот всемирное вранье, в которое все обязаны верить. А когда станешь взрослым и поймешь, что это неправда, уже поздно.»
«Что такое аристократка? Та, кого не затрагивает пошлость, даже если окружает ее со всех сторон.»
«Для нее вообще вся жизнь — нескончаемая битва, в которой надо одержать победу, уничтожив других. Она не может чувствовать себя спокойно, пока противник не разбит и не оттеснен на жалкий клочок земли. Мир, где есть место для других, по мнению этой бездарной вояки, опасен. И в то же время другие ей совершенно необходимы: кто же иначе признает ее силу!»
«Настоящая новизна никогда не стареет, сколько бы времени ни прошло.»
«Я же очень рано поняла, что жизнь проносится страшно быстро, — и поняла это, глядя на взрослых: как они спешат, как падают духом из-за неудач и как цепляются за сегодняшний день, лишь бы не думать о завтрашнем. Но завтрашнего дня боятся те, кто не умеет строить сегодняшний, а когда люди не могут ничего выстроить сегодня, они уговаривают себя, что у них все получится завтра, но так не бывает, потому что завтра всегда превращается в сегодня, понимаете?»
«В ней есть элегантность ежика: снаружи сплошные колючки, не подступиться, но внутри… что-то подсказывает мне, что внутри ее отличает та же изысканная простота, какая присуща ежикам, зверькам апатичным — но только с виду, никого к себе не подпускающим и очень-очень славным.»
«Так вот моя глубокая мысль на сегодня: я первый раз встречаю человека, которому интересны другие люди и который видит не только себя. Это кажется банальным, и все-таки, по-моему, достаточно глубоко. Ведь мы видим только то, в чем заведомо уверены, а главное, не ищем новых встреч, а встречаемся все время только с собственными зеркальными отражениями, хоть и не узнаем в них себя. Если бы мы это поняли, если бы до нас дошло, что мы во всех и каждом видим лишь самих себя и потому живем в полном одиночестве, то сошли бы с ума. »
«На мой взгляд, грамматика являет красоту языка. Конечно, оценить красивый слог мы можем и просто так, когда говорим, читаем или пишем. Почувствовать удачный оборот или выразительную фразу. Но, изучая грамматику, мы постигаем другое измерение красоты. Изучать грамматику значит препарировать язык, разбираться, как он устроен, видеть его, так сказать, обнаженным. Вот тогда начинаешь восхищаться: «До чего же все стройно, до чего же здорово!», «Как ловко, прочно, тонко, щедро!».»
«Получается так: воображая, что становятся взрослыми, дети подражают как раз тем взрослым, которые не выросли из детства и прячутся от жизни.»
«Сейчас, вот этим утром, я поняла, что значит умирать — в час нашего ухода для нас умирают другие…
Я уж больше не увижу тех, кого люблю, и если это — смерть, то она и вправду страшна.»