Выходные и вчерашний день халявы не прошли бесследно, я простудилась. Сегодня позвонила на работу, взяла больничный, завтра почапаю сдавать анализы для амбулаторной карточки. Состояние средней пакостности, горло болит и температура. Глотаю пилюльки, брожу по сети. Есть свободное время, начала писать *небольшие* книжные обзоры ) Постепенно выложу сюда свои впечатления о некоторых вещах.
Начну с *Ребекки* Дафны дю Морье.
Скачать Людвиг Ван Бетховен - Прелюдия №5 - "Душа".В очередной раз перечитала *Ребекку*.
Первый раз читала лет в 12-13, не помню точно. С тех пор перечитываю с периодичностью раз в 2-3 года. Люблю эту книгу. Даже не за сюжет… За английский стиль, дух. Я влюблена в Мэндерли, уютные ланчи и *файв-о-клок*, неспешные разговоры, чудесную атмосферу романа и в Ребекку.
Разбор полетов ) Осторожно, спойлеры. Кто не читал и только планирует познакомиться с этой книгой, под кат лучше не заглядывайте. Не портите себе впечатление от этой книги.
Ну не верю я, что Макс де Уинтер любил безымянное существо, на котором женился с тоски. Всю жизнь он любил только Ребекку, любил и ненавидел. Может и нельзя назвать его любовь настоящей. Это скорее чувство обманутого собственника, который не получил ожидаемого. Любить женщину, как собственность. Это ли настоящая любовь ?
«Odi et amo. Quare id faciam fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior.»
(Ненавижу и люблю. Ты спросишь – как это бывает. Не знаю, но чувствую, что это так, и это мучительно) © Катулл.
Эту фразу мы учили на уроках латыни в универе, она сразу поразила и заставила вздрогнуть мою впечатлительную натуру.
Де Уинтер похож на обиженного мальчика, который сломал зуб, пытаясь съесть конфетку с сюрпризом, не по зубам она оказалась. Слабый мужчина, сильная женщина. И хочется, и колется.
И по принципу *так не доставайся же ты никому* он и поступил. Слабый мужчина может многое стерпеть, а вот ребенка от другого мужчины не смог. Но Ребекка и тут его переиграла. Как гроссмейстер обыгрывает человека, впервые увидевшего шахматную доску.
И не надо мне говорить про честного и благородного Максима ) Ребекка шлюха, а он столько лет в браке жил на голодном пайке и не разу с другой женщиной не переспал, если у них с Ребеккой чуть ли не с первых дней семейной жизни все было расставлено по местам ? Не верю.
Видимо за первые дни супружества он так себя проявил и показал, что жена не выдержала и все выложила ему о себе. Чтоб не доставал. Она же знала, что этот слюнтяй ей слова против не скажет и все вытерпит ради видимого приличия.
Некоторые читают сейчас все это и посмеиваются – хочет, мол, желаемое выдать за действительность )) Ок, приведу доказательства.
Начнем разбор полетов ) Всю книгу Дафна дю Морье выдает нам полные характеристики на своих героев. У нас есть аристократ, богатый, чопорный и вроде бы уверенный в себе. В конце книги он пытается убедить свою наивную жену, что никогда Ребекку не любил.
Но попробуем представить, как все было.
20 век, мужчина встретил красивую, умную, уверенную в себе женщину, очаровательную и бесстрашную. Брак по расчету можно исключить, У Макса и так были достаточные средства, чтобы жить на широкую ногу, но при этом полное отсутствие деловой хватки. Даже его обожаемое поместье Мэндерли было в упадке, потому что ни его отец, ни он даже не подумали вложить в него деньги и как-то благоустроить. Вряд ли он женился из-за денег, скорее всего, влюбился. Все влюблялись в Ребекку. Насильно, из-под палки его никто под венец не тащил.
После женитьбы понял, что он не первый мужчина в её жизни. А это удар для человека с комплексами и определенным воспитанием. Вряд ли все происходило по сценарию, в котором Ребекка ему заявила - *А давай, дорогой, я тебе расскажу, какая я стерва и тварь развратная*. Было простое выяснение отношений, его обвинения, страхи, ревность и неспособность понять свою жену. Неспособность понять и принять её прошлое. Обиженный гордый надменный вид, сделка, по которой каждый живет своей жизнью, сохраняя благопристойность для окружающих. А жена обустраивает взамен поместье.
Вряд ли Ребекку можно назвать ненормальной, как её пытается охарактеризовать Макс. У нее во всем был порядок, она взбалмошной дурочкой не была. Вела хозяйство жесткой рукой, все было разложено по полочкам, счета, переписка. Даже безымянную вторую жену поразил кабинет Ребекки. Расцвет и общественное признание Мэндерли было ценой за ложь.
А каково было Ребекке ? Узнать всю сущность своего мужа, понять, что вышла замуж за чопорную безвольную тряпку. Может она и не влюблялась в него, но уж друга и союзника, понимающего человека она надеялась в нем найти. Не сложилось.
А потом этот святоша прожил годы, хмуро наблюдая, как его жена живет полной жизнью, развлекаясь, заводя новые знакомства и любовников. Наблюдал, ревновал, злился, терпел и боялся что-то менять из-за страха перед общественным мнением. 20 век на дворе, вспомните, не 19. Вы можете уважать такого мужчину ?
Да и он ходил налево, скорее всего, не поверю я, что мужчина в полном расцвете сил и лет сможет жить без секса. Романов, естественно, не заводил. Он же порядочный человек ) Скорее всего, трусливо бегал по проституткам и потом брезгливо горевал (если, конечно, он не импотент). Это ведь жена-стерва его до такой жизни довела, она во всех бедах виновата.
В финале их с Ребеккой истории он совершил свой последний *благородный* поступок. Хрупкая крыша окончательно поехала от злобы и ревности, когда жена в издевательском тоне сообщила ему, что беременна. Кого обвиняет слабый мужчина в своих бедах, особенно, если в глубине души осознает, что все произошло из-за его безвольного слабого характера ? Кого угодно, только не себя. И делает, то, что описано в любом учебнике по криминальной психологии – вымещает свою злость на том, кого он выбрал в качестве виновника проблем. Убивает беременную женщину. Молодец, поступок настоящего мужчины ) Все произошло по сценарию Ребекки, она предугадала реакцию своего мужа. В своей последней битве вышла победителем.
Не симпатичен мне Макс. И вторую жену довел до ручки опять же из-за своих страхов, комплексов и приличий. Не мужчина, а ходячая древнегреческая трагедия.
В начале романа этот *влюбленный* заявляет объекту своей страсти – * Ты почти так же невежественна, как миссис Ван-Хоппер, и в точности так же глупа. Что ты знаешь о Мэндерли? Мне, и только мне судить о том, подойдешь ты к нему или нет.*
Это признание сделано благородным и воспитанным человеком )) Любая девушка о таком признании мечтает )) И как точно выбрана жертва. Маньяк и деспот всегда выбирает более слабого, закомплексованного, неуверенного человека, считающего, что ему повезло. А то как же ) Ведь такой прекрасный, умный и благородный мужчина решил осчастливить предложением руки и сердца )
Макс привозит новую жену в поместье и бросает на произвол судьбы. Он ведь не дурак, понимал, что это не её круг. Она ни разговора поддержать не умеет, ни одеться со вкусом, ни распоряжение отдать. Чтобы сделал по-настоящему любящий человек – помог, поддержал, научил, дал совет, оберегал. И выгнал бы экономку, которая досталась ему в наследство от Ребекки. А что сделал он ? Отстранился, критиковал и ограничивался общими фразами.
Мне всю книгу было так жаль безымянную вторую жену. Она ведь добрая, наивная, неуверенная, ей сочувствуешь и сопереживаешь. В детективах у маньяков-садистов часто именно такие жены. Во всем слушаются своих мужей, боготворят их, даже помогают им скрыть следы преступлений, терпят побои и плохое обращение.
И вот в финале, когда найден труп Ребекки и тюрьма уже приветливо машет Максу ручкой, он выдает монолог о своей ненависти к бывшей жене и неземной любви к настоящей. Вы этому верите ? Я нет, а она с удовольствием и облегчением принимает его очередную ложь. Ах, любимый, какой ты замечательный, правильно сделал, что убил эту беременную развратную тварь ) Я тебя во всем поддержу и буду рядом, как преданная собачка ) Потом еще большее облегчение – Ребекка не была беременной, рак у нее был. Никто за убийство Максика не посадил, все на самоубийство списали ) Счастье, хеппи энд )
Но воздалось по заслугам. Вторая жена *счастлива* призрачным покоем. По-прежнему пугается каждого шороха и неудобной для любимого деспота темы.
«…Он удивительно терпелив и никогда не жалуется, даже когда ему на память приходит былое… что случается, я думаю, гораздо чаще, чем он показывает мне.
Я сразу догадываюсь об этом по его потерянному, отсутствующему виду. »
Есть такие прирожденные манипуляторы, которые, не сказав ни слова, заставляют близких на цыпочках вокруг себя ходить. Им не нужно говорить, они всем видом свое несчастье изображают. С ними живешь, как на лезвии бритвы, как на пороховой бочке. Даже о голубях нельзя вспомнить. Ни о чем, что причиняет Ему боль. А на чувства своей *любимой* наплевать. Ах, у нее тоже есть чувства ? Какая неожиданность ) Но мои-то чувства в миллион раз важнее.
«Мы избежали возвращения в прошлое, но для меня это было хорошим уроком. Читай на здоровье вслух все английские новости: спортивные, политические, светские — все, в чем проявляется английское самодовольство, но то, что причиняет боль, в будущем держи при себе.»
Макс не умеет быть счастливым. Ни с тем, кого любит, ни с тем, кто любит его.
Помните, как это у Булгакова - *Он не заслужил света, он заслужил покой*.
Макс не заслужил ни света, ни покоя. Даже его Мэндерли не пожелал остаться с ним. Он вечно будет жить в своем аду, и делать адской жизнь людей, которые имели несчастье его полюбить, и у которых нет сил ставить свои желания хотя бы наравне с желаниями мужчины.
Дафна дю Морье потрясающая женщина, она сплела удивительный психологически ясный роман и оставила его на свободное толкование читателю. Каждый видит все, что хочет. И не зря у второй жены так и не появилось своего имени. И не зря роман назван именем Ребекки ) Ребекка тут главная героиня, давно мертва, но она в каждой фразе, в каждом воспоминании.
Вечно живая.Еще хочу добавить, что есть несколько переводов *Ребекки*, у меня сейчас старая потрепанная книжка, которую еще мама покупала в молодости, зачитанная нами и нашими друзьями-знакомыми. Там чудесный перевод. А есть более современный, сухой и черствый перевод. Я этот перевод скачала в сети, пыталась читать, плюнула и взяла старую книжку у мамы.