Не расставайтесь со своими иллюзиями. Когда их не станет, может быть, вы и продолжите существовать, но перестанете жить.©
Одним пасмурным дождливым вечером пришла мне в голову занятная мысль )
Как говорилось в одном отличном советском фильме - *А не замахнуться ли нам на Вильяма, на нашего, на Шекспира?!* ) Но на Шекспира я давно уже замахнулась, настала очередь Джордано Бруно.
Необычный выбор для человека не особо уважающего философию.
И вот не потому случился этот замах, что я такая вся из себя высокодуховная и заумная )
Причина была одна. И она банальна. Не так давно я посмотрела итальянский мистический сериал на тему выявления разных необычных способностей. *Тринадцатый апостол. Избранный*
Там симпатичный священник Габриэль проводит церковные расследования по заданию Ватикана и ему помогает психолог Клаудия. Основная канва сюжета крутится вокруг комедийно-обличающей пьесы Джордано Бруно *Подсвечник* (у нас её переводили еще как *Неаполитанская улица*).
Если мне что-то в голову втемяшилось, то я это реализую. Пошла искать на просторах Интернета этот *Подсвечник*. Оказалось, что все труды Бруно найти довольно легко, а *Подсвечника* днем с огнем не найдешь. Разные рецензии и философские работы на него есть, а самой комедии нигде нет. Или ссылки битые и неактивные, или мой антивирус начинает ругаться и блокирует вход на сайт.
Вот спрашивается, стоит оно таких усилий ?) Таракан в голове уже засуетился и нашептывал мне на ухо - *Да, конечно, надо ! Как же ты жить будешь, если не прочитаешь ? От любопытства же помрешь !*)) И вот поиски увенчались успехом, и на одном философском форуме я нашла ссылку на книгу.
В сборнике *Комедии итальянского возрождения*, наряду с Макиавелли и Аретино, был нужный мне материал. Чудесный файл, содержащий отцифрованную книгу 1965 года со штампиком Морской библиотеки )
*Подсвечник* оказался коротенькой пьесой, в которой просто собраны все людские пороки и недостатки. Все потешаются друг над другом, обманывают, мошенничают, воруют и пытаются прелюбодействовать. Читается легко, много смешных моментов, кое-что можно даже на цитаты растащить.
Суть в том, что богатый дворянин Бонифачо, не блистающий интеллектом, женатый на молодой красавице, влюбляется в куртизанку. И подарки ей дарит, и заказывает свой портрет у художника для нее (сценка с заказом портрета порадовала; заказчик просил сделать похожий портрет, но покрасивее, а художник прикалывался, что надо выбирать *или похоже, или красиво*)), и алхимик впаривает ему восковую куклу, с которой надо провести забавный ритуал, чтобы влюбить в себя объект страсти.
Еще там есть напыщенный профессор Мамфурио, который изъясняется только *знаменитейшими фразами*, и его мало кто понимает.
Алхимик-мошенник продает *надежный* рецепт изготовления золота еще одному недалекому богачу. Другие проходимцы переодеваются в костюмы городской стражи и всех арестовывают, а потом выманивают у народа кошельки.
Очень хорошая комедия положений.
Особенно мне понравилась фраза о чести. О том, как её воспринимают некоторые ушлые люди: - *Честь есть не что иное, как уважение, репутация; честь есть доброе мнение, которое имеют о нас другие; пока оно существует, существует и честь*.
Так что пока окружающие не догадываются, что вы подлец и мерзавец, то вы остаетесь человеком чести ) Собственно, по этому принципу многие живут.
Я настолько впечатлилась, что теперь взялась за *Изгнание торжествующего зверя*.
Очень любопытная вещь. Если бы я была закостенелым инквизитором в те времена, без чувства юмора и чувства реальности, то тоже бы Бруно на костер отправила ) Это такой высококачественный стёб над церковными канонами и людскими пороками…)
Только язык слишком пышный, читается уже не так легко, как *Подсвечник*. Витиеватые изысканные фразы окутывают тебя, как лебяжий пух, и периодически заставляют перечитывать некоторые абзацы, в которых автор уж слишком углубился в метафоры и аллегории.
Еще небольшое неудобство возникает потому, что автор приводит завуалированные примеры событий из его времени и высмеивает их. Для современников Бруно все было понятно, а вот нам приходится обращаться к ссылкам и пояснениям (а книга же отцифрована, там удобных сносок нет, все пояснения только в конце книги).
Но если удалось пробраться через все эти трудности, то взамен получаешь много интересного материала.
*Двумя руками можно издавать каждый закон: одна - справедливости, другая - возможности, и каждая из них поверяется другой; именно, многое - возможно, но несправедливо, наоборот, все справедливое - возможно.*
*Истина - самое искреннее, самое божественное из всего, даже сама божественность и чистота, добро и красота вещей; насилие не в силах отнять ее, старость - состарить; скрывая, ее не умалишь, сообщая, не растратишь, ибо чувство не замутит ее, время не сморщит, место не скроет, ночь не прервет, мрак не застелет ее, наоборот, чем яростнее на нее нападают, тем все более и более она оживает и растет. Без защитника и покровителя сама себя защищает, почему и дружится с немногими мудрецами, ненавидит толпу, не дается тем, что ищут её не ради её самой, не хочет показываться ни тем, что дерзко выставляют себя перед нею, ни тем, что холодно ищут ее; живет очень высоко, где все на нее смотрят, и редкие видят.*
Короче, вот так я совершила маленькое путешествие в философско-иронический мир умных людей ) А теперь слабый разум хочет отдыха и просит почитать что-нибудь непритязательное и расслабляющее, и более понятное. Как такое люди постоянно читают, и как у них могз не вскипает после этого, я с трудом представляю.
Не быть мне умной и возвышенной ) Факт )
Как говорилось в одном отличном советском фильме - *А не замахнуться ли нам на Вильяма, на нашего, на Шекспира?!* ) Но на Шекспира я давно уже замахнулась, настала очередь Джордано Бруно.
Необычный выбор для человека не особо уважающего философию.
И вот не потому случился этот замах, что я такая вся из себя высокодуховная и заумная )
Причина была одна. И она банальна. Не так давно я посмотрела итальянский мистический сериал на тему выявления разных необычных способностей. *Тринадцатый апостол. Избранный*
Там симпатичный священник Габриэль проводит церковные расследования по заданию Ватикана и ему помогает психолог Клаудия. Основная канва сюжета крутится вокруг комедийно-обличающей пьесы Джордано Бруно *Подсвечник* (у нас её переводили еще как *Неаполитанская улица*).
Если мне что-то в голову втемяшилось, то я это реализую. Пошла искать на просторах Интернета этот *Подсвечник*. Оказалось, что все труды Бруно найти довольно легко, а *Подсвечника* днем с огнем не найдешь. Разные рецензии и философские работы на него есть, а самой комедии нигде нет. Или ссылки битые и неактивные, или мой антивирус начинает ругаться и блокирует вход на сайт.
Вот спрашивается, стоит оно таких усилий ?) Таракан в голове уже засуетился и нашептывал мне на ухо - *Да, конечно, надо ! Как же ты жить будешь, если не прочитаешь ? От любопытства же помрешь !*)) И вот поиски увенчались успехом, и на одном философском форуме я нашла ссылку на книгу.
В сборнике *Комедии итальянского возрождения*, наряду с Макиавелли и Аретино, был нужный мне материал. Чудесный файл, содержащий отцифрованную книгу 1965 года со штампиком Морской библиотеки )
*Подсвечник* оказался коротенькой пьесой, в которой просто собраны все людские пороки и недостатки. Все потешаются друг над другом, обманывают, мошенничают, воруют и пытаются прелюбодействовать. Читается легко, много смешных моментов, кое-что можно даже на цитаты растащить.
Суть в том, что богатый дворянин Бонифачо, не блистающий интеллектом, женатый на молодой красавице, влюбляется в куртизанку. И подарки ей дарит, и заказывает свой портрет у художника для нее (сценка с заказом портрета порадовала; заказчик просил сделать похожий портрет, но покрасивее, а художник прикалывался, что надо выбирать *или похоже, или красиво*)), и алхимик впаривает ему восковую куклу, с которой надо провести забавный ритуал, чтобы влюбить в себя объект страсти.
Еще там есть напыщенный профессор Мамфурио, который изъясняется только *знаменитейшими фразами*, и его мало кто понимает.
Алхимик-мошенник продает *надежный* рецепт изготовления золота еще одному недалекому богачу. Другие проходимцы переодеваются в костюмы городской стражи и всех арестовывают, а потом выманивают у народа кошельки.
Очень хорошая комедия положений.
Особенно мне понравилась фраза о чести. О том, как её воспринимают некоторые ушлые люди: - *Честь есть не что иное, как уважение, репутация; честь есть доброе мнение, которое имеют о нас другие; пока оно существует, существует и честь*.
Так что пока окружающие не догадываются, что вы подлец и мерзавец, то вы остаетесь человеком чести ) Собственно, по этому принципу многие живут.
Я настолько впечатлилась, что теперь взялась за *Изгнание торжествующего зверя*.
Очень любопытная вещь. Если бы я была закостенелым инквизитором в те времена, без чувства юмора и чувства реальности, то тоже бы Бруно на костер отправила ) Это такой высококачественный стёб над церковными канонами и людскими пороками…)
Только язык слишком пышный, читается уже не так легко, как *Подсвечник*. Витиеватые изысканные фразы окутывают тебя, как лебяжий пух, и периодически заставляют перечитывать некоторые абзацы, в которых автор уж слишком углубился в метафоры и аллегории.
Еще небольшое неудобство возникает потому, что автор приводит завуалированные примеры событий из его времени и высмеивает их. Для современников Бруно все было понятно, а вот нам приходится обращаться к ссылкам и пояснениям (а книга же отцифрована, там удобных сносок нет, все пояснения только в конце книги).
Но если удалось пробраться через все эти трудности, то взамен получаешь много интересного материала.
*Двумя руками можно издавать каждый закон: одна - справедливости, другая - возможности, и каждая из них поверяется другой; именно, многое - возможно, но несправедливо, наоборот, все справедливое - возможно.*
*Истина - самое искреннее, самое божественное из всего, даже сама божественность и чистота, добро и красота вещей; насилие не в силах отнять ее, старость - состарить; скрывая, ее не умалишь, сообщая, не растратишь, ибо чувство не замутит ее, время не сморщит, место не скроет, ночь не прервет, мрак не застелет ее, наоборот, чем яростнее на нее нападают, тем все более и более она оживает и растет. Без защитника и покровителя сама себя защищает, почему и дружится с немногими мудрецами, ненавидит толпу, не дается тем, что ищут её не ради её самой, не хочет показываться ни тем, что дерзко выставляют себя перед нею, ни тем, что холодно ищут ее; живет очень высоко, где все на нее смотрят, и редкие видят.*
Короче, вот так я совершила маленькое путешествие в философско-иронический мир умных людей ) А теперь слабый разум хочет отдыха и просит почитать что-нибудь непритязательное и расслабляющее, и более понятное. Как такое люди постоянно читают, и как у них могз не вскипает после этого, я с трудом представляю.
Не быть мне умной и возвышенной ) Факт )