Не расставайтесь со своими иллюзиями. Когда их не станет, может быть, вы и продолжите существовать, но перестанете жить.©
В эпоху разгула современного искусства уже никто не сомневается, что есть категории *не для всех*. И тут вопрос желания и настроения.
Я вот, если сильно захочу, смогу смысл глубочайший в чем угодно углядеть. Хоть в кучке навоза, хоть в бокале изысканного вина, хоть в чашке с блюдцем, хоть в точке с запятой. И аналогии провести, и сравнительный анализ, и символы опознать. Не вопрос ) Вопрос в другом – зачем мне это надо ? Как говорил Какой-то Бес в *Гематронии* - *Бессмысленно искать смысл в бессмысленном смысле* )
Теперь о последнем фильме Алексея Германа. Кто книгу не читал – с трудом поймет, а скорее всего, и не поймет вовсе, в чем смысл происходящего на экране действия. А кто читал – тоже не слабо задумается – что происходит на экране, откуда такой полет фантазии и как вообще до всего этого можно было додуматься и в именно этом ключе подать ? До того, как сама все это увидела, читала много отзывов и впечатлений. Противоречивых до крайности. Кто-то уходил с сеанса, кто-то мужественно высиживал до конца и даже находил смысл глубинный. Кого-то тошнило, кого-то вгоняло в ступор.
Я приступам тошноты не подверглась, сказалась работа по профессии. Брезгливым и особо чувствительным в медицине делать нечего.
На экране с первых кадров в переизбытке грязища и дерьмище, в прямом смысле слова, не иносказательном. Все это со смаком размазывается персонажами по собственным физиономиям. Иногда ловятся вошики и слизняки, что-то из этого выбрасывается, что-то с аппетитом поглощается. Особая симпатия у режиссера имеется к разного сорта туалетам, толчкам и сортирам. Народ их в кадре не стесняется использовать по прямому и косвенному назначению. Немного средневековой натуральной порнушки и эротики. Крупным планом можно лицезреть, как человеческие, так и животные первичные и вторичные половые признаки. Короче, любители ядреного натурализма останутся довольны. Вся это глубокомысленная картина разбавлена такими же диалогами, монологами и единичными репликами. Кое-что из Стругацких, но большинство чистая отсебятина.
Не трагедия, а чистый фарс. Смысла вагон и маленькая тележка, и одновременно, полный ноль. Все на откуп смотрящему отдано. Захочешь – восхитишься, захочешь – плюнешь от отвращения. Любой каприз за ваши деньги.
Если все же попытаться найти смысл, то не надо удивляться, что это будет не тот смысл, что пытались донести братья Стругацкие. У них дон Румата не смог все же до конца слиться с этой действительностью, а тут вполне успешно деградировал вместе с окружающей средой, и никакая ученость и цивилизованность не помогла. Герман заменил грязь духовную на грязищу визуальную, и только один Румата с белыми платочками, белыми рубашками и штанами, но и их он тут же пачкает. Такой анекдотный прием – вы все в дерьме, а я стою такой красивый и благородный в белом пальто.
От трагичной пронзительности оригинальной истории не осталось и следа, или она так искусно была спрятана, что я не разглядела. У Стругацких даже в сплошном беспросвете были лучики света, чистоты, нежности и надежды, которые стоили того, чтобы за них бороться и даже умирать, если придется. И Румата за них держался изо всех сил. Помести Румату изначально в фантазию Германа и можно спокойно делать харакири особо отточенным мечом уже минут через 30 от начала фильма, потому что сразу ясно – выхода нет и не будет. Не за что тут цепляться и жить. Лично у меня, на секунду, возникла мимолетная мысль о харакири, когда я поняла, что вижу на экране Киру… Но я ж не в мире Германа была, а по другую сторону экрана. А для его мира такая, вполне себе, Кира… К месту и в тему. И рядом Румата, с отправившейся в далекое путешествие крышей… Но крыша изредка посещает родные места, пару минут озирается в недоумении, и улетает снова. И не возвращается. У Германа Румату окружающая серо-черность засосала и не отпустила.
Зачем было снимать именно так ? Без контрастов из оригинала теряется основная идея. Просто показать процесс деградации и душевного разложения ? Свет и тьма идут рука об руку по миру. Не важно, в каких пропорциях, хоть 99,99% и 0,01%, но контраст должен быть. Тьма без света не реальна и совершенно бессмысленна.
Не мое это кино… Оно равнодушное, безжизненное. Ничего не ёкнуло, не ужаснуло и не восхитило.
Я понимаю, что иногда чертовски трудно провести грань между гениальностью и безумием. И этот фильм ясный ответ на человеческое сожаление - *трудно быть богом*.
Герман попытался примерить божественную мантию, на мой взгляд, она ему не подошла по размеру, и его, как и настоящего Бога, мало кто понял. А настоящий Бог, чьи пути неисповедимы, так по-своему, по-нечеловечески, совершенно цинично, издевательски и не гуманно показал, что после того, что творится в мире реальном, уже никакие режиссерские изыски, иносказания, прямосказания и скрытые смыслы не поражают и не впечатляют.
Но в нашем мире есть и свет, и надежда, пусть и не так много, как хотелось бы, и мы за них держимся. Богом быть трудно, а человеком еще сложнее.
Я вот, если сильно захочу, смогу смысл глубочайший в чем угодно углядеть. Хоть в кучке навоза, хоть в бокале изысканного вина, хоть в чашке с блюдцем, хоть в точке с запятой. И аналогии провести, и сравнительный анализ, и символы опознать. Не вопрос ) Вопрос в другом – зачем мне это надо ? Как говорил Какой-то Бес в *Гематронии* - *Бессмысленно искать смысл в бессмысленном смысле* )
Теперь о последнем фильме Алексея Германа. Кто книгу не читал – с трудом поймет, а скорее всего, и не поймет вовсе, в чем смысл происходящего на экране действия. А кто читал – тоже не слабо задумается – что происходит на экране, откуда такой полет фантазии и как вообще до всего этого можно было додуматься и в именно этом ключе подать ? До того, как сама все это увидела, читала много отзывов и впечатлений. Противоречивых до крайности. Кто-то уходил с сеанса, кто-то мужественно высиживал до конца и даже находил смысл глубинный. Кого-то тошнило, кого-то вгоняло в ступор.
Я приступам тошноты не подверглась, сказалась работа по профессии. Брезгливым и особо чувствительным в медицине делать нечего.
На экране с первых кадров в переизбытке грязища и дерьмище, в прямом смысле слова, не иносказательном. Все это со смаком размазывается персонажами по собственным физиономиям. Иногда ловятся вошики и слизняки, что-то из этого выбрасывается, что-то с аппетитом поглощается. Особая симпатия у режиссера имеется к разного сорта туалетам, толчкам и сортирам. Народ их в кадре не стесняется использовать по прямому и косвенному назначению. Немного средневековой натуральной порнушки и эротики. Крупным планом можно лицезреть, как человеческие, так и животные первичные и вторичные половые признаки. Короче, любители ядреного натурализма останутся довольны. Вся это глубокомысленная картина разбавлена такими же диалогами, монологами и единичными репликами. Кое-что из Стругацких, но большинство чистая отсебятина.
Не трагедия, а чистый фарс. Смысла вагон и маленькая тележка, и одновременно, полный ноль. Все на откуп смотрящему отдано. Захочешь – восхитишься, захочешь – плюнешь от отвращения. Любой каприз за ваши деньги.
Если все же попытаться найти смысл, то не надо удивляться, что это будет не тот смысл, что пытались донести братья Стругацкие. У них дон Румата не смог все же до конца слиться с этой действительностью, а тут вполне успешно деградировал вместе с окружающей средой, и никакая ученость и цивилизованность не помогла. Герман заменил грязь духовную на грязищу визуальную, и только один Румата с белыми платочками, белыми рубашками и штанами, но и их он тут же пачкает. Такой анекдотный прием – вы все в дерьме, а я стою такой красивый и благородный в белом пальто.
От трагичной пронзительности оригинальной истории не осталось и следа, или она так искусно была спрятана, что я не разглядела. У Стругацких даже в сплошном беспросвете были лучики света, чистоты, нежности и надежды, которые стоили того, чтобы за них бороться и даже умирать, если придется. И Румата за них держался изо всех сил. Помести Румату изначально в фантазию Германа и можно спокойно делать харакири особо отточенным мечом уже минут через 30 от начала фильма, потому что сразу ясно – выхода нет и не будет. Не за что тут цепляться и жить. Лично у меня, на секунду, возникла мимолетная мысль о харакири, когда я поняла, что вижу на экране Киру… Но я ж не в мире Германа была, а по другую сторону экрана. А для его мира такая, вполне себе, Кира… К месту и в тему. И рядом Румата, с отправившейся в далекое путешествие крышей… Но крыша изредка посещает родные места, пару минут озирается в недоумении, и улетает снова. И не возвращается. У Германа Румату окружающая серо-черность засосала и не отпустила.
Зачем было снимать именно так ? Без контрастов из оригинала теряется основная идея. Просто показать процесс деградации и душевного разложения ? Свет и тьма идут рука об руку по миру. Не важно, в каких пропорциях, хоть 99,99% и 0,01%, но контраст должен быть. Тьма без света не реальна и совершенно бессмысленна.
Не мое это кино… Оно равнодушное, безжизненное. Ничего не ёкнуло, не ужаснуло и не восхитило.
Я понимаю, что иногда чертовски трудно провести грань между гениальностью и безумием. И этот фильм ясный ответ на человеческое сожаление - *трудно быть богом*.
Герман попытался примерить божественную мантию, на мой взгляд, она ему не подошла по размеру, и его, как и настоящего Бога, мало кто понял. А настоящий Бог, чьи пути неисповедимы, так по-своему, по-нечеловечески, совершенно цинично, издевательски и не гуманно показал, что после того, что творится в мире реальном, уже никакие режиссерские изыски, иносказания, прямосказания и скрытые смыслы не поражают и не впечатляют.
Но в нашем мире есть и свет, и надежда, пусть и не так много, как хотелось бы, и мы за них держимся. Богом быть трудно, а человеком еще сложнее.